Извержение вулкана Везувий и гибель древней Помпеи.

Извержение вулкана Везувий и гибель древней Помпеи.

16.04.2019 0 Автор brylmar
Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei).

История гибели Помпеи.

О древнем городе Помпеи, погибшем во время извержения вулкана Везувий, думаю все слышали об этой трагедии, ещё из школьного курса истории. Фраза «последний день Помпеи» стала синонимом надвигающегося апокалипсиса.

Помпе́и (лат. Pompeii, итал. Pompei, неап. Pompei; греч. Πομπηία) — древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия во второй половине 79 года н. э.

Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei).

По одной из версий название древнего города произошло от греческого pompe (триумфальное шествие). По легенде, об основании городов Помпеи и Геркуланума, героем Гераклом, который, победив великана Гериона — торжественно прошествовал по городу.

Начали же раскопки в конце XVI века, когда при строительстве «подземного канала для передачи воды из реки Сарно к городу Торре Аннунциата, архитектор Доменико Фонтана случайно обнаружил остатки неизвестной древнеримской стены». Однако раскопки начались только во времена царствования

Карла III Бурбона, который хотел повысить известность и престиж своего зарождающегося Королевства двух Сицилий. Раскопки проводились хаотично и наугад. Лишь через 15 лет после начала работ было установлено, что найдены руины древних Помпей.
Неаполь (Кампания) — Городской портал: https://www.napoli.ru/resti-antichi/pompei-antica

Как добраться до Помпеи

Находясь в Неаполе (Napoli —по-итальянски) несложно добраться до одной из самых впечатляющих достопримечательностей Италии — археологических раскопок древнего города Помпеи. Расстояние между городами — всего 23 км. Добираться будем аналогично, как и до города Геркуланум (здесь), который находится ещё ближе к Неаполю, и на той же линии Circumvesuviana (Чиркумвезувиана (итал.). Circumvesuviana (итал.) переводится буквально «Вокруг Везувия») — железнодорожная компания, занимающаяся перевозками по побережью Неаполитанского залива и на север от Везувия, Нам нужно направление Неаполь-Сорренто (Sorrento).

Несмотря на то что, в настоящее время раскопано около 77% всего города, территория археологических раскопок огромна.

Карта. Помпеи (Pompei).
Карта. Помпеи (Pompei).

Раскопки древних Помпеи имеют несколько входов/выходов: вход к руинам: Porta Marina Superiore — Piazza Anfiteatro — Viale delle Ginestre (Piazza Esedra). Поэтому, есть смысл зайти с одного входа, а выйти через другой, что бы посмотреть раскопки по максимуму. Что мы и сделали: зашли через вход со станции Pompei Scavi Villa Misteri — вход называется Porta Marina, а вышли в современный город Помпеи (возле древнего амфитеатра). Есть еще выход у виллы Мистерий.

Итак, нужная нам станция, линии Circumvesuviana из Неаполя, называется Pompei Scavi Villa Misteri (Scavi — в переводе раскопки). Идёт за станцией Torre Annuziata Oplonti, народу выходит очень много.

Вход в Помпеи покрывается туристическим билетом artecard по региону Кампания. Поскольку, по приезду в Неаполь, я купила артекард регионале — музейно-транспортную карту, действующую по всему региону Кампания. Поэтому билет на поезд не покупали и вход в археологическую зону (в числе 2-х первых посещений) входит в стоимость карты, нужно только получить билет стоимостью «0» евро, в отдельной кассе.

Часы работы археологической зоны Помпеи.

Информацию о днях и часах работы лучше на официальном сайте http://www.pompeiisites.org/

Посещение археологической зоны Помпеи от главного входа Porta Marina.

Поезд пришел на станцию линии Circumvesuviana Pompei Scavi Villa Misteri, на часах было только 8,30, мы сразу пошли ко входу Porta Marina в археологическую зону. Комплекс ещё не открылся и очередь была небольшая (на верхнем фото). При открытии, в кассы было две очереди – с распечатками купленных онлайн билетов и обычная. По карте артекард нам выдали билет «0 евро». Прежде, чем идти к турникету на вход, я зашла в информационный павильон, и взяла там карту, в Помпеи легко заблудиться.

Осмотр начинаем oт ворот Порта-Марина.

Городская улица via Marina вымощена каменными плитами, повозки продавили глубокие колеи. Для правильной организации движения житeли города устанавливали специальные камни c направляющими для колес. Пo этим же камням вo время дождя можно было перейти c oднoго тротуара, выложенного лавовыми плитами и поднятого над проезжей частью нa 20 см, нa дpyгой, нe замочив ног.

За воротами, справа по via Marina находится Антиквариум (лат. antiquarium — «хранилище древностей»), там собраны некоторые находки из раскопок. Далее стоит храм Венеры (Tempio di Venere) и базилика (Basilica, II в. до н. э.) c ионическими колоннами.

Via Marina выводит к комплексу Форума. На Форуме располагались здания c портиками, а между колоннами стояли статуи знаменитых людей того времени. На сегодняшний день сохранились только постаменты c надписями. К Форуму примыкает храм Аполлона (Tempio di Apollo, VI в. до н. э., перестроен в I в.). Сохранились украшавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).Недалеко от храма Аполлона располагалось главное святилище Помпеи — храм Юпитера (Tempio di Giove, II в. до н. э.).

На карте, множество достопримечательностей находится в VI и VII районах, но больше всего мы хотели посетить Виллу Мистерий, на карте она стоит особняком, далеко в верхнем левом углу (практически там находиться один из входов/выходов). Поэтому, сразу после Форума мы к ней и направились.

Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei).

К Вилле Мистерий (Villa dei Misteri) в Помпеи.

По дороге к Вилле Мистерий (Villa dei Misteri) много чего интересного, например, вот такая пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь. Всего в городе найдено 34 пекарни и более 60 закусочных-термополий, снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеи не имели кухни).

Мы идем по viale della Villa dei Misteri, следуя по ней по улицам Помпеи. Вот такие фонтанчики попадаются по пути. К древнему водопроводу Помпеи, были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду вот из таких фонтанов (в настоящий момент их найдено 42), расположенных в разных частях города.

Далее идём мимо некрополя, оказались мы здесь не случайно, если хотим посетить Виллу Мистерий: некрополь как раз на дороге между ней и городом находится. В Помпеи, как и в большинстве античных полисов, умерших горожан хоронили за городскими воротами, вдоль дороги. Богатых и знатных хоронили в пышных гробницах, мавзолеях. А неподалёку, в честь богов-покровителей устраивались жертвенники. И к Вилле Мистерий мы идём по Дороге Гробниц. На фото ниже — три колонны оставшиеся от ротонды, венчавшей Мавзолей Истацидиев. В центре ротонды находилась надгробная статуя.

Идти далеко, но наконец то дошли до виллы Мистерий, ее окружает галерея, на заднем плане виден вулкан Везувий.

Вилла Мистерий (Villa dei Misteri) по историческим данным основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. Что же так привлекает туристов и путешественников к этой вилле и почему она так названа?

Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается, по наиболее распространённой версии, посвящение в Дионисийские мистерии, а по другой — обряд венчания.

Фрески имеют множество толкований, поскольку письменных источников не сохранилось. Возможно, что изображения связаны с Дионисийскими мистериями. Они изображают посвящение женщины в тайны некого культа. Предположительно, что это предшествовало её вступлению в законный брак. Возможно, что комната использовалась для проведения аналогичных обрядов.

Осмотрев Виллу Мистерий, возвращаемся в древний город Помпеи, но уже по другим улицам.

Другие интересные объекты Помпеи.

Помпеи с древности испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились под городом на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы хоть и существовали, но были немногочисленными.Положить конец недостатку воды смог лишь построенный во времена Августа акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м³/день.

Акведук вёл к резервуару (castellum aquae), расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). Круглый в плане резервуар имеет диаметр 6 м и сверху перекрыт куполом. Находится он в четырёхугольном здании, с южной стороны декорированном тремя арками.

Идём в Дом Фавна — это самый роскошный дом в Помпеях и один из самых больших домов, занимающий целый квартал. Он занимает пространство между четырьмя улицами — инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м².

В сохранившемся до наших дней имплювии (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора находится статуэтка танцующего Фавна, давшей имя дому. Небольшие мозаичные панно вмонтированы и в полы жилых комнат. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Здесь же найдена знаменитая мозаика «Битва Александра Македонского c Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

В этом же районе находится и Дом Веттиев (№11 на карте). В него можно было войти. Сразу при входе на изображение Приапа, покровителя владельцев дома. Можно увидеть и другие росписи стен.

Недалеко от дома Веттиев, на пересечении c via della Fortuna, находится лупанарий (Lupanare) – древний бордель, неплохо сохранившийся публичный дом. Здание небольшое и тесное, изнутри выглядит мрачно, на первом этаже по обе стороны коридора с эротическими изображениями находится несколько комнат для оказания сексуальных услуг. Комнатки микроскопические, а ложа в них каменные. Зайти в него, нужно выстояв большую очередь, людской поток шел по этим мизерным комнаткам, не останавливаясь внутри и не задерживаясь.

Стабианские термы, очень большие по площади. Там было много организованных групп, не стали протискиваться между ними, посмотрели только снаружи.

Дом трагического поэта (Casa del Poeta Tragiko). Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem» («Берегись собаки»).

Недавно отреставрирован в Помпеи, роскошный Дом Раненого Медведя Casa dell’Orso.

Дом Венеры на Ракушке стоит на улице Abbondanza (виа делл Аббонданза), одной из самых главных улиц древнего города.

Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei).

На улице Abbondanza расположено много и других интересных домов. Например, Дом с Малым Фонтаном (CASA della Fontana Piccola).

Дом Большого Фонтана расположен рядом с Домом Малого Фонтана на улице Виа ди Меркурио.

Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei).

Вилла Октавиуса Кварто (Octavius Quarto), находится на улице dell’Abbondanza. Была впервые раскопана в 1916 году. В Доме Октавия Кварто хорошо сохранились красочные фрески и картины и длинный узкий сад сзади. покрыт . Самое впечатляющее — аркадная лоджия, ведущая в сад. Сад который принадлежит вилле разрезан длинным каналом. В древности он был заполнен водой, из фонтанов тоже текла вода. В самом же бассейны плавали рыбы.

Во время раскопок археологи обнаружили следы корней растений, которые росли в прекрасной симметрии вдоль искусственного пруда.

Завершили мы свою прогулку у Большого Амфитеатра. Является самым древним из римских амфитеатров (70 г. до н.э.), вмещал до 20 тысяч зрителей.

Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei).Амфитеатр снаружи.
Помпеи (Pompei).
Помпеи (Pompei). Амфитеатр внутри.

Большая Палестра была построена в римскую эпоху. Предназначалась для спортивных мероприятий. Представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. Четвёртая сторона выходила на амфитеатр, где находились входы в палестру, разрушенные землетрясением 62 года и восстановленные позже. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной от 1 м на западе до 3 на востоке. В южной части — туалеты, очищаемые водой бассейна.

Вид из амфитеатра на Большую Палестру.

Следует учесть, что теневых участков в Помпеи почти нет,а в апреле уже жарко, присесть в древнем городе тоже негде. Устроились отдыхать на верхних скамьях амфитеатра, после 5 часовой экскурсии.

Отдохнув спускаемся вниз и выходим в современный одноименный город (Pompei). Это ещё один вход/выход с археологических раскопок. Над ним Памятный знак, указывающий на принадлежность археологического комплекса Помпей к Всемирному Наследию ЮНЕСКО. За выходом, в городе, находится вот такой павильон со слепками тел погибших жителей Помпей.

Помпеи (Pompei) павильон. Современный город.
Помпеи (Pompei) павильон. Современный город.

Современный город Помпеи.

Современный Помпеи, начал своё существование в середине XIX века. Сейчас в нем проживает чуть больше 25 тыс.чел. Главной достопримечательностью и ориентиром города является храм Мадонна-дель-Розарио (Madonna-del-Rosario) с высокой колокольней. Эта церковь была построена для хранения чудотворного образа Девы Марии Розария в 1901 году и сразу же возведена в ранг папской базилики.

К сожалению в сам храм Мадонна-дель-Розарио мы не попали, он был закрыт.

Пошли по улица, которая ведет к станции Трениталии. На ней много кафе, ресторанов и сувенирных лотков. Там мы купили сувениры, выпили кофе и перекусили. Со станции Помпеи (Pompei) отправились в Неаполь.